Главная » 2014 » Июнь » 27 » Текущее состояние рынка банковского эквайринга в России - Часть 1
12:36
Текущее состояние рынка банковского эквайринга в России - Часть 1

До наступления финансового кризиса 2008-2009 гг. эквайринг в России занимал лидирующую позицию среди самых быстроразвивающихся банковских продуктов. В условиях экономической нестабильности в стране к 2010 году количество терминалов, устанавливаемых банками, сократилось на 11%.

Однако на сегодняшний день ситуация на рынке эквайринговых услуг меняется в лучшую сторону – по итогам 2012 года прирост торговых терминалов составил 7 тысяч штук, что вдвое больше прироста торговых терминалов за 2011 год. В целом в 2013 году рынок эквайринга рос активными темпами - на фоне роста ВВП в 4–5% рынок эквайринга рос на 25–40% в год.

Общая тенденция заключается в том, что торговые организации чаще сами обращаются в банки, процессинговые компании с предложением установить оборудование, обеспечивающее эквайринг. По некоторым оценкам минимальная стоимость такого оборудования может составлять 300-350 долларов США. При этом торговое предприятие должно соответствовать критериям банка - оно должно иметь оборот, величина которого не должна опускаться ниже порога, устанавливаемого банком.

Различают три основных типа оборудования для подключения эквайринга:

- «импринтеры» - механические устройства, предназначенные для оттиска банковской карты на чеке;

- «POS-терминалы» - электронные терминалы, позволяющие принимать банковские карты, различных видов и способов подключения к процессинговому центру;

- «кассовые решения» - специальное программное обеспечение для кассовых аппаратов, работающее совместно со специальными подключаемыми клавиатурами.

На сегодняшний день среди стандартных торговых предприятий наиболее популярна установка нескольких «РOS-терминалов», позволяющих подключить торговое предприятие к банку с помощью различный видов соединений: по телефонной линии, по выделенному каналу связи, посредством мобильной связи через оператора или через связь мобильного терминала с базовым блоком посредством Bluetooth.

Для крупных торговых предприятий с несколькими кассами рекомендуется установка «кассовых решений». Этот вид оборудования является наиболее затратным, поэтому его установка и использование наиболее целесообразны лишь в случае большого объема производимых операций.

«Импринтеры» же обычно используют как резервный способ оплаты по банковской карте при отказе электронного оборудования. Такое оборудование незаменимо при оплате услуг такси, курьерской доставке и т. п. В этом случае при приеме платежа производится голосовая авторизация по мобильному телефону или иному каналу связи.

Покупка товара выглядит следующим образом (рис.3):

1) держатель банковской карты через кассира помещает е. в электронный терминал и набирает PIN-код;

2) терминал считывает данные с карты, оплачиваемая покупателем сумма вводится кассиром с клавиатуры;

3) терминал авторизует карту, направляя запрос через эквайрера в процессинговый центр, а также к эмитенту карты;

4) эмитент подтверждает проведение транзакции;

5) терминал списывает с банковской карты сумму покупки, оформляет слип (квитанцию электронного терминала). После завершения операции покупателю возвращается карта, он получает товар и экземпляр слипа;

6) в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает оформленные за день слипы в обслуживающий банк. Они служат документальным подтверждением осуществленных транзакций;

 

Рисунок 3. Оплата товара в торговой организации с помощью банковской карты

7) эквайрер проверяет слипы и перечисляет их общую сумму на счет торгового предприятия;

8) эквайрер передает информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является, в процессинговый центр;

9) процессинговый центр, после обработки полученной информации, доводит ее до сведения всех участников для проведения взаиморасчетов;

10) на основе информации процессингового центра расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая необходимую сумму с корсчета эмитента и зачисляя ее на корсчет эквайрера;

11) эмитент удерживает сумму покупки с начисленными комиссионными со счета покупателя.

Развитию эквайринга способствуют те преимущества, которые он несет как для торговых предприятий, так и для их клиентов. Несмотря на относительную новизну для российских граждан банковских карт, они постепенно начинают использовать их не только при получения заработной платы, но и для овердрафтного кредитования, оплаты покупок. Использование при оплате карт разнообразных международных платежных систем предоставляет их держателям широкий выбор вариантов оплаты. Эквайринг позволяет покупателям оплачивать крупные покупки, не имея при себе значительных сумм наличности.

Основным преимуществом эквайринга для торгового предприятия является увеличение объема продаж, поскольку по статистике средняя сумма операций по карте превышает суммы платежа наличными более, чем на 40 %: держатели карт легче решаются на спонтанные покупки, а также приобретают более дорогие товары.

Кроме того, эквайринг способствует:

- повышению конкурентоспособности фирмы, за счет увеличения е. оборотов при привлечения новых клиентов – держателей карт;

каталог учебных работ
Категория: эквайринг | Просмотров: 330 | Добавил: versus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]