12:41 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ - Часть 1 | |
1.1. Собственность: определение, формы, цели и принципы управления государственной и муниципальной собственностью Важнейшей составляющей экономических реформ в Российской Федерации (РФ) являются процессы формирования и нормативного закрепления различных видов собственности. В нормативно-правовой базе даётся определение понятию «собственность»: «Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности ». Это понятие неразрывно связано с юридическим понятием «права собственности», содержание которого составляют принадлежащие собственнику правомочия: владения, пользования и распоряжения. Государственная собственность используется для осуществления конституционных функций государства и удовлетворения жизненно важных потребностей всего общества. Чтобы выполнить эти функции государство должно располагать соответствующими финансовыми и материальными ресурсами и возможностями, поэтому существование наряду с иными признанными формами собственности, такими как индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная, государственная собственность представляется совершенно обоснованным. О достоинствах или недостатках одной из перечисленных форм собственности можно говорить только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами. Существование в каждый данный момент нескольких форм собственности приводило к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между ними. Выживала и расширяла свое влияние наиболее результативная форма собственности, а выигрывало от этого все общество. Известно, что в условиях социализма монополия государственной собственности в России привела к застою в развитии производительных сил - главной движущей силе в экономике. Как следствие, такое замедление процесса развития производительных сил привело к появлению в экономической и социальной жизни российского общества деструктивных процессов и их непрерывному нарастанию. Напряженность, вызванная деструктивными процессами, приводит, в конечном итоге, к слому отживших производственных отношений и замене их новыми. В России в результате разгосударствления и приватизации государственная собственность стала одной из признанного Конституцией РФ ряда форм, утратила привилегированное положение, однако и сегодня продолжает занимать весомую долю в структуре экономики (по оценке Минэкономразвития около 50%) . Новый Гражданский Кодекс РФ определил, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) . Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. От имени муниципальных образований права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений с другими органами государственной власти и управления, хозяйствующими субъектами и соответственно должны выполнять возложенные на них функции, что невозможно без наличия муниципальной собственности. Муниципальная собственность обеспечивает экономическую самостоятельность муниципального образования и направлена на решение задач местного уровня, на обеспечение общественных потребностей населения соответствующей территории. На рис. 1 представлена классификация государственной собственности. Рисунок 1- Классификация государственной собственности Вся государственная собственность подразделяется на две группы. 1. Государственная казна - система финансово-экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда, включающего в себя средства бюджета РФ (субъекта РФ) и имущество, находящееся в собственности РФ (субъекта РФ), не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, предназначенного для обеспечения экономической и правовой основы выполнения государственных задач и функций. 2. Государственное имущество закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. В составе объектов государственной собственности выделяются виды имущества, ценностей относимые к исключительной государственной собственности, не подлежащие преобразованию в иные формы: недра, водные ресурсы, ресурсы прибрежных вод, лесной фонд, воздушное пространство, заповедные зоны, памятники культуры и искусства, музейные ценности, золото - валютный фонд страны, государственные архивы, уникальные научные объекты, патенты на открытия. каталог учебных работ | |
|
Всего комментариев: 0 | |